АПОКРИФ ИОАННА



{1} Учение [спасителя и откровение] тайн и вещей, сокрытых в молчании, [всех вещей], которым обучил он Иоанна, ученика своего.
/5/ Случилось же это [однажды], когда Иоанн, [брат] Иакова, - они сыновья Зеведея, - вышел и подошёл к храму. Встретил его фарисей, - имя его Ариманиос, - /10/ и сказал ему: "[Где] господин твой, которому последовал ты?" И [сказал] он ему: "Возвратился он в место, откуда пришёл он". Сказал ему фарисей: "Обманом [этот назареянин] ввёл вас в заблуждение, /15/ и наполнил [уши ваши ложью], и закрыл [сердца ваши, (и) отвратил вас] от предания [отцов ваших]".
[Когда] я, [Иоанн], услышал это, [двинулся] я от храма [к горе, месту пустынному]. /20/ Был я очень опечален [в сердце моём и сказал]: "Почему [избран спаситель]? И почему [послан он в мир Отцом своим]? [И кто] Отец его, который [послал его? И каков] /25/ тот эон, [к которому пойдём мы?] Ибо что [подразумевал он, когда сказал нам]: 'Этот эон, [к которому пойдёте вы, принял] вид эона [того, непреходящего'? Но] не учил он нас [о том, каков он]".
/30/ В то время, [когда думал я об этом в сердце моём, небеса раскрылись, и всё] творение, [что] ниже неба, осветилось, и [весь мир] содрогнулся. {2} [Испугался я и пал ниц, когда] увидел в свете [юношу, стоявшего] предо мною. Но когда посмотрел я на него, [стал он подобным старцу]. И (снова) изменил он образ [свой], став как /5/ маленький [человек]. Передо мной было не множество, но [образ] в нескольких формах в свете, и открывались [образы] один через другой, будучи в трёх формах.
Он сказал мне: "Иоанн, Иоанн, /10/ почему сомневаешься ты и почему страшишься? Ведь знаком тебе образ этот? - это так, не будь малодушным! - Я тот, кто [с вами] всегда. Я - [Отец, я] - Мать, я - Сын. /15/ Я непорочный и нетленный. [Ныне пришел я наставить тебя] в том, что есть, [что было и что] должно [произойти, дабы мог узнать ты] вещи, которые не открыты, [и те, что открыты, и научить] тебя [про род недвижимый /20/ совершенного Человека]. Теперь [же, подыми лицо своё], чтобы мог принять ты вещи, которым научу тебя сегодня, и мог [передать их сотоварищам своим по] духу, тем, кто [из рода недвижимого] совершенного /25/ [Человека". И попросил я его: "Скажи], дабы мог я [постигнуть это". Он сказал]: "Единое () - это [единовластие], над которым нет ничего. [Он] тот, кто [Бог] и Отец [всего, Незримый], кто /30/ надо [всем, кто существует] как нетленность, кто [в свете чистом], куда ни один [глаз] не сможет заглянуть.
Он [Дух] незримый, о ком не подобает [думать] как о богах или о чём-то /35/ [подобном]. Ибо он больше бога, [ведь нет никого] выше него, нет никого, кто был бы {3} господином над ним. Ибо не существует он в подчинении чему бы то ни было, так как [всё существует] в нём. Ибо он тот, кто установил себя. Он вечен, потому что не нуждается он ни в чём. Ибо [он] есть полное совершенство. /5/ Нет у него [ни в чём недостатка], (нет того), чем бы он мог быть пополнен, потому как всегда он полностью совершенен в [свете. Он безграничен], ибо нет никого [перед ним], чтобы ограничить его. Он непостижим, ибо нет никого /10/ перед ним, кто [постиг бы его. Он неизмерим], ибо не было [никого перед ним, чтобы измерить] его. Он [невидим, ибо никто] не видел его. [Он вечен, ибо существует] вечно. Он [невыразим, ибо] /15/ никто не может [постичь его, чтобы сказать о] нём. Он неназываем, ибо нет никого перед ним, чтобы назвать [его. Он свет неизмеримый], который чист, [свят (и) безупречен]. Он невыразим, [совершенный] /20/ в нетленности. (Он не) [в совершенстве], не в блаженстве, не в божественности, но [много превосходнее]. Он не телесный, но и [не бестелесный]. Он не большой, но и [не малый. Нельзя] /25/ сказать, 'Какого его количество?', или ['Какого его качество?'], ибо никто не может [постичь его]. Он не кто-то среди (других) существ, но много [превосходнее. Не так], как [если бы он был (просто) превосходнее, но] суть его не причастна ни [эонам, /30/ ни] времени. Ибо то, что причастно [эону], вначале было создано. Время не отмерено ему, так как не получает он нечто от другого, ибо это было бы взаймы. Ибо он, предшествующий, /35/ [не имеет недостатка], чтобы мог получать [от него]. Ибо он тот, кто выжидательно созерцает себя самого в {4} [своем] свете.
Ибо [совершенство (его)] велико. Он - чистый, неизмеримый ум. Он - эон, дающий эоны. Он - жизнь, дающая [жизнь. Он - блаженный], дающий /5/ блажен[ство. Он - зна]ние (), дающее знание. [Он - добро ()], дающее добро. Он - милосердие, дающее милосердие и спасение. Он - благодать, дающая [благодать], не потому, что имеет, но [потому, что даёт] неизмеримый, /10/ непостижимый [свет].
[Как мне говорить] с тобой о нём? [Ибо] его [эон] нерушимый, неподвижен [и пребывает в молчании], покоясь, существуя прежде [всех вещей]. [Ибо он] - глава [всех] эонов, [это он дает им] силу [в /15/ благости своей]. Ибо мы [не знали бы] невыразимых вещей и не понимали бы, [что есть неизмеримое, если бы не он], кто проявился из себя, то есть (из) Отца. Это он единственный, кто [рассказал нам]. Ибо он тот, кто смотрит на (отражение) себя /20/ самого в свете, окружающем [его], это [источник] живой воды. И он тот, кто [даёт всем эонам]. И во всех формах [устанавливает] он свой образ, тем, что видит его (отражение) в источнике [Духа].
Он тот, кто устремляет желание в свой /25/ [воду]-свет, который в источнике [чистого света-]воды, окружающей его. И [мысль (Эннойа) его выполнила] действие, и проявилась она, [то есть предстала она] перед ним [в сиянии] света его. Это /30/ первая [сила], которая была прежде, чем [все они (и) которая проявилась из] мысли его. Она - [Пронойа (продуманность) Всего], свет её [- отражение его] света, [совершенная] сила, которая есть образ (отражение) незримого /35/ девственного Духа, который совершенен. [Первая си]ла, слава, Барбело, {5} совершенная слава в эонах, слава откровения, восславила она девственный Дух, и была она восхваляющей его, ибо благодаря ему проявилась. Это первая мысль, /5/ его образ; она стала материнской утробой для всего, ибо была она прежде, чем все они: Метропатор (Мать-Отец), Первый Человек, Святой Дух, трижды мужской, трижды сильный, трижды имённый Андрогин, - и /10/ эон вечный среди незримых, и первая возникшая.
Попросила (она), то есть Барбело, у незримого девственного Духа дать ей предвидение. И согласился Дух. И когда [согласился он], /15/ предвидение возникло, и предстало оно близ Пронойи; произошло оно из мысли незримого девственного Духа. Восславило оно его и его совершенную силу, Барбело, ибо /20/ из-за неё стало существовать. И снова, попросила она дать ей [нерушимость], и согласился он. Когда [согласился он], нерушимость [возникла, и предстала она] близ мысли и предвидения. Восславили они /25/ Незримого и Барбело, из-за которой стали существовать.
И попросила Барбело дать ей жизнь вечную. И согласился незримый Дух. И когда согласился он, жизнь вечная /30/ возникла, и [предстали они], и восславили они незримый Дух и Барбело, из-за которой стали существовать.
И снова, попросила она дать ей истину. И согласился незримый Дух. Истина обнаружилась, /35/ и предстали они, и восславили они незримый [совершенный] {6} Дух [и его] Барбело, из-за которой стали существовать.
Это пятерица эонов Отца, который есть Первый Человек, образ незримого Духа; /5/ это Пронойа, которая есть Барбело: мысль, и предвидение, и нерушимость, и вечная жизнь, и истина. Это андрогинная пятерица эонов, которая есть десятерица эонов, которая есть /10/ Отец.
И взглянул он на Барбело светом чистым, который окружает незримый Дух, и блеском его, и понесла она от него. И породил он искру света со светом по образу блаженства. Но это не было равным /15/ его величию. Это был единородный ребёнок Метропатора, который возник; это единственное [семя], единородный Отца, свет чистый.
Возликовал незримый девственный Дух /20/ над светом, который возник, который первым был порождён первой силой его [Пронойи], которая есть Барбело. И помазал он его своим благом (), пока не стал он совершенным, не нуждающимся /25/ ни в каком благе, ибо помазал он его [благом] незримого Духа. И предстал он перед ним, когда излил он (это) на него. Когда получил он (это) от Духа, восславил он святой Дух /30/ и совершенную Пронойю, из-за которой возник.
И попросил он (сын) дать ему сотоварища по труду, то есть ум, и согласился он (Дух). /35/ Когда же согласился незримый Дух, {7} ум обнаружился и предстал перед Христом () и восславил его и Барбело. Все они стали существовать в молчании.
И захотел ум /5/ выполнить дело через слово незримого Духа. И воля его стала делом, и обнаружилось она близ ума; и свет восславил её. И слово последовало за волей. /10/ Ибо словом Христос, божественный Аутогенес, создал все вещи. И вечная жизнь, и его воля, и ум, и предвидение предстали и восславили незримый Дух и Барбело, /15/ ибо из-за неё стали существовать.
И дал святой Дух совершенство божественному Аутогенесу - сыну его и Барбело, так что смог тот предстать перед могущественным и незримым девственным Духом как /20/ божественный Аутогенес, Христос, кому воздал он (Дух) славу громким голосом. Он (сын) возник через Пронойю. И поставил незримый девственный Дух божественного Аутогенеса истины надо всеми вещами. /25/ И [подчинил] он ему всякую власть и истину, которая есть в нём, чтобы мог он знать всё, что было названо именем превыше всякого имени. Ибо имя то будут упоминать те, /30/ кто достоин его.
Из света же, который есть Христос, и нерушимости через дар Духа (появились) четыре света из божественного Аутогенеса. Он ожидал, чтобы предстали они {8} пред ним. И трое - это воля, мысль (Эннойа) и жизнь. И четыре силы - это мудрость, благодать, чувствование, благоразумие. Благодать принадлежит /5/ эону света Армоцель, который есть первый ангел. И вместе с этим эоном есть три других эона: милость, истина и форма. И второй свет - Ориэль, который был помещён /10/ над вторым эоном. И вместе с ним есть три других эона: замысел, чувствование и память. И третий свет это Давейтай, который был помещён над третьим эоном. И вместе с ним есть /15/ три других эона: понимание, любовь и идея. И четвёртый эон помещён у четвёртого света Элелет. И вместе с ним есть три других эона: совершенство, /20/ мир и мудрость (София). Это четыре света, которые предстали пред божественным Аутогенесом, (и) это двенадцать эонов, которые предстали пред сыном могущественного, Аутогенесом, Христом, по воле и дару незримого /25/ Духа. И двенадцать эонов принадлежат сыну, Аутогенесу. И все вещи установлены были волей святого Духа через Аутогенеса.
И от [предвидения] совершенного ума /30/ через откровение воли незримого Духа и воли Аутогенеса (появился) совершенный Человек, первое откровение и истина. Это он, кого девственный Дух назвал Пигера-Адамас /35/ и поместил его в {9} первом эоне с могущественным Аутогенесом, Христом, у первого света Армоцеля; и силы его - вместе с ним. И незримый дал ему духовную /5/ непобедимую силу. И заговорил он, и восславил и восхвалил незримый Дух, сказав: 'Все вещи стали существовать из-за тебя, и все вещи вернутся к тебе. Я восхвалю и прославлю тебя и /10/ Аутогенеса и эоны, троих: Отца, Мать и сына, силу совершенную'.
И поместил он (Человек) сына своего Сифа во второй эон, в присутствие второго света - Ориэля. И в третий эон, /15/ у третьего света Давейтая, помещено было потомство Сифа. И помещены были (там) души святых. И в четвёртый эон помещены были души тех, кто не познал /20/ Плеромы и не покаялся сразу, но временно упорствовал и затем покаялся; они - у четвёртого света Элелета. Это создания, которые прославляют незримый Дух. /25/ И София Эпинойи, будучи эоном, зачала мысль от себя и замысла незримого Духа и предвидения. Захотела она породить образ в себе самой без разрешения Духа /30/ - без его одобрения, и без своего сотоварища - без его ведома. И хотя облик её мужественности не был одобрен и не нашла она себе согласия и задумала без разрешения Духа /35/ и знания его согласия, породила она. {10} И из-за непобедимой силы, которая есть в ней, мысль её не осталась бесплодной, и вышел из неё труд несовершенный и отличавшийся от того, как выглядела она, /5/ потому как создала она это без своего сотоварища. И было это несходно с образом матери своей, ибо было другой формы.
Когда же увидела она (последствия) воли своей, приняло это вид несообразный - змея с мордой льва. Глаза его /10/ были подобны сияющим огням, что сверкали. Она отбросила его от себя, за пределы этого места, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо создала она его в неведении. И окружила она его /15/ световым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И назвала она его именем Иалдабаоф.
Это /20/ первый архонт, который взял большую силу от матери своей. И удалился он от неё и двинулся прочь от мест, где был рождён. Cтал он сильным и создал для себя другие эоны /25/ из пламени светового огня, который пребывает (и) поныне. И соединился он со своей надменностью, которая в нём, и породил власти для себя. Имя первого - Афоф, кого поколения называют /30/ [жнецом]. Второй - Хармас, что означает [око] ревности. Третий - Калила-Умбри. Четвёртый - Иабель. Пятый - Адонаиу, который зовётся Саваоф. Шестой - Каин, /35/ кого поколения людские называют Солнцем. Седьмой - Авель. Восьмой - Абризена. Девятый - Иобель. {11} Десятый - Армупиэль. Одиннадцатый - Мелхеир-Адонейн. Двенадцатый - Белиас, кто над адскою бездной. И поставил он семь царей /5/ - соответственно тверди небесной - над семью небесами и пять - над адскою бездной, так что могли они царствовать. И отделил им он от своего огня, но не передал от силы света, которую взял от матери своей, /10/ ибо он - тьма неведения.
И когда смешался свет с тьмой, побудил он (свет) тьму светиться. А когда смешалась тьма со светом, затемнила она свет и стал он ни светом, ни тьмой, но стал /15/ сумеречным. Итак, у архонта, который болен, три имени. Первое имя - [Иалдабаоф], второе - Сакляс, третье - Самаэль. Нечестив он в [надменности] своей, которая в нём. Ибо сказал он: /20/ 'Я - Бог, и нет другого бога, кроме Меня', ибо не ведает он о силе своей, о месте, откуда произошёл он.
И создали архонты семь сил для себя, и силы - каждая - создали для себя шесть ангелов, /25/ пока не стало 365 ангелов. И вот тела, принадлежащие именам: первое - Афоф, с обличьем овцы, второе - Элоайу, с обличьем осла, третье - Астафайос, с обличьем гиены, /30/ четвёртое - Иао, с обличьем [змея] семиглавого, пятое - Саваоф, с обличьем дракона, шестое - Адонин, с обличьем обезьяны, седьмое - Саббеде, с обличьем огня сияющего. Это - /35/ седмица недели.
Иалдабаоф же имел множество {12} личин, больше, чем все они, так что может он перенимать личины у них всех, по желанию своему, когда он среди серафимов. Отделил им /5/ он от своего огня, потому стал он господином над ними. Из-за силы славы, которой владел он от света матери его, назвал он себя богом. Но /10/ не был он послушен месту, откуда произошёл он. И смешал он в мысли своей семь сил с властями, которые были у него. И когда сказал он, это произошло. И дал он имя каждой силе, начав /15/ с высшей. Первая - добродетель, у первого, Афофа. Вторая - провидение, у второго, Элоайо. Третья же - божественность, у третьего, Астрафайо. Четвёртая - /20/ господство, у четвёртого, Иао. Пятая - царствие, у пятого, Саваофа. Шестая - ревность, у шестого, Адонейна. Седьмая - мудрость, у седьмого, /25/ Саббатеона. И есть у них твердь, соответственно каждому эону-небу. Имена были даны им согласно славе, которая принадлежит небу, дабы [сокрушить] силы. В именах же, которые были даны [им] их Прародителем, /30/ была сила. Но имена, которые были даны им согласно славе, принадлежащей небу, означают для них разрушение и бессилие. Так что есть у них два имени.
[И] после того, как создал он [всё], [упорядочил он] всякую вещь по образу первых /35/ эонов, которые возникли, так, что мог он {13} создать их как нерушимые. Не потому, что видел он нерушимые, но сила, что в нём, которую взял он от матери своей, произвела в нём образ /5/ порядка. И когда увидел он творение, окружавшее его, и множество ангелов вокруг себя, тех, которые возникли через него, сказал им он: 'Я - Бог ревнитель, и нет другого бога, кроме Меня'. Но, /10/ объявив это, показал он ангелам, которые были у него, что есть другой бог. Ведь если не было другого, к кому бы мог он ревновать? Тогда стала мать носиться туда-сюда. Осознала она изъян, когда /15/ сияние света её уменьшилось. И потемнела она, потому как сотоварищ её не согласился с ней". И сказал я: "Господи, что это значит: носилась она туда-сюда?" Но улыбнулся он (и) сказал: "Не думай, что это так, как /20/ Моисей сказал: 'над водой'. Нет, но когда узрела она злодеяние, которое произошло, и кражу, которую совершил сын её, раскаялась она. И была она охвачена забвением во тьме /25/ неведения и начала стыдиться. [И не смела она] возвращаться, но перемещалась. Движение же было метанием туда-сюда. Надменный же взял силу от матери своей. Ибо был он неведающим, полагая, что нет никого другого, если только /30/ не одна мать его. Когда же увидел он множество ангелов, созданных им, возвысил он себя над ними.
И когда поняла мать, что покров тьмы был несовершенным, узнала она, /35/ что сотоварищ её не был согласен с нею. {14} Раскаялась она в обильных слезах. И вся Плерома слушала молитву покаяния её, и восхвалили они ради неё незримый девственный /5/ Дух. И [согласился он], и когда [согласился невидимый Дух], святой Дух излился на неё ото всей их Плеромы. Ибо сотоварищ её не пришёл к ней (сразу), но пришёл он к ней (тогда) через Плерому, дабы исправить её изъян. И была она взята не /10/ в собственный эон, но на небо сына её, чтобы могла она оставаться в девятом до тех пор, пока не исправит изъяна своего. И возник глас с эона-неба возвышенного: 'Человек существует, и /15/ сын Человека'. Услышал (это) протоархонт Иалдабаоф и подумал, что глас исходит от матери его. Но не знал он, откуда он исходит. И преподал (это) он, Метропатор /20/ святой и совершенный, Пронойа совершенная, образ Незримого, который есть Отец всего, через которого всё стало существовать, Первый Человек. Ибо явил он свой облик в человеческой форме. /25/ И весь эон протоархонта задрожал, и основания преисподней пошатнулись. И в водах, которые над материей, нижняя сторона осветилась [явлением] образа его, /30/ который открылся. И когда взглянули все власти и протоархонт, увидели они всю часть нижней стороны освещённой. И благодаря свету увидели они вид образа на воде.
{15} И сказал он властям, которые были с ним: 'Пойдём, сотворим человека по образу Божию и по подобию Нашему, дабы образ его мог стать светом для нас'. /5/ И создавали они совместными силами и по знакам, которые были даны им. И каждый из властей вносил черту по форме образа, увиденного им в своём естестве. Создавал он сущность /10/ по подобию первого, совершенного Человека. И сказали они: 'Назовём же его Адамом, дабы имя его стало для нас силой света'.
И начали силы: первая, добродетель, создала /15/ душу кости, вторая же, провидение, создала душу сухожилий (нервов?), третья, божественность, создала душу плоти, четвёртая же, господство, создала душу костного мозга, пятая, царствие, /20/ создала душу крови, шестая, ревность, создала душу кожи, седьмая, мудрость, создала душу волос. И множество ангелов подступило к нему и получили они /25/ от сил семь сущностей естества, дабы создать согласие членов и согласие органов и правильную работу всех частей вместе.
Первый начал создавать /30/ голову. Создал Этерафаопе-Аброн голову его, создал Мениггесстроеф головной мозг его, Астерехмен - правый глаз, Фаспомохам - левый глаз, Иеронумос - правое ухо, Биссум - /35/ левое ухо, Акиореим - нос, {16} Банен-Эфроум - губы, Амен - зубы, Ибикан - коренные зубы, Басилиадеме - миндалины, Аххан - нёбный язычок, Адабан - шею, Хааман - позвоночник, /5/ Деархо - гортань, Тебар - правое плечо, [...] - левое плечо, Мниархон - правый локоть, [...] - левый локоть, Абитрион - правое предплечье, Эванфен - левое предплечье, Крис - правую руку, Белуай - левую руку, /10/ Тренеу - пальцы правой руки, Балбель - пальцы левой руки, Криман - ногти на руках, Астропс - правую грудь, Барроф - левую грудь, Баум - правую подмышку, Арарим - левую подмышку, Арехе - /15/ живот, Фтхауэ - пупок, Сенафим - брюшную полость, Арахефопи - правый бок, Забедо - левый бок, Бариас - [правое бедро, Фнут] - левое бедро, Абенленархей - костный мозг, Хнуменинорин - кости, /20/ Гезоле - желудок, Агромауна - сердце, Бано - лёгкие, Сострапал - печень, Анесималар - селезенку, Фопифро - кишки, Библо - почки, Роерор - сухожилия (нервы?), Тафрео - позвоночный столб /25/ тела, Ипуспобоба - вены, Бинеборин - артерии, Атойменпсефей - их дыхание во всех членах, Энфоллеиа - всю плоть, Бедук - [ягодицы справа (?)], Арабеей - пенис слева, /30/ Эйло - тестикулы, Сорма - гениталии, Горма-Кайохлабар - правое бедро, Небриф - левое бедро, Псерем - сочленения правой ноги, Асаклас - левое сочленение, Ормаоф - правое колено, Эменун - левое колено, Кникс - {17} правую берцовую кость, Тупелон - левую берцовую кость, Ахиэль - правую икру, Фнене - левую икру, Фиуфром - правую ступню, Боабель - её пальцы, Трахун /5/ левую ступню, Фикна - её пальцы, Миамаи - ногти на ступне, Лаберниум - [...].
И тех, кто поставлен надо всеми этими, (их) семь: Афоф, Хармас, Калила, Иабель, [Саваоф, Каин, Авель]. И те, кто частично трудится в членах: /10/ (в) голове - Диолимодраза, (в) шее - Иаммеакс, (в) правом плече - Иакуиб, (в) левом плече - Уертон, (в) правой руке - Удиди, (в) левой - Арбао, (в) пальцах правой руки - Лампно, (в) пальцах левой руки - /15/ Лэекафар, (в) правой груди - Барбар, (в) левой груди - Имаэ, (в) грудной клетке - Писандриаптес, (в) правой подмышке - Коаде, (в) левой подмышке - Одеор, (в) правом боку - Асфиксикс, (в) левом боку - Синогхута, (в) животе - Аруф, (во) /20/ чреве - Сабало, (в) правом бедре - Хархарб, (в) левом бедре - Хфаон, (во) всех гениталиях - Бафиноф, (в) правой ноге - Хукс, (в) левой ноге - Харха, (в) правой берцовой кости - Ароэр, (в) левой берцовой кости - /25/ Тоэхфа, (в) правом колене - Аол, (в) левом колене - Харанэр, (в) правой ступне - Бастан, (в) её пальцах - Архентехфа, (в) левой ступне - Марефнунф, (в) её пальцах - Абрана.
Тех, кто поставлен надо /30/ всеми этими, (их) семь: Михаэль, Уриэль, Асменедас, Сафасатоэль, Аармуриам, Рихрам, Амиорпс. И тот, кто над чувствами - Архендекта; и тот, кто над восприятием - Дейфарбафас; и тот, кто над воображением - /35/ Уммаа; и тот, кто над согласованностью - {18} Аахиарам, и тот, кто надо всем порывом - Риарамнахо. Источник же демонов, которые во всём теле, сводится к четырём: жаре, холоду, влажности /5/ и сухости. И мать всех их есть материя. И тот, кто господствует над жарой - Флоксофа; и тот, кто господствует над холодом - Орооррофос; и тот, кто господствует над сухостью - Эримахо; и тот, кто господствует /10/ над влажностью - Афиро. Мать же всех их, Онорфохрасаей, помещается в их середине, будучи неограниченной и смешанной со всеми ими. И есть она истинная материя, ибо окормляет их.
Четыре /15/ главных демона это: Эфемемфи, относящийся к удовольствию, Иоко, относящийся к желанию, Ненентофни, относящийся к печали, Блаомэн, относящийся к страху. И мать всех их есть Эстесис-Ух-Эпи-Птоэ. И от четырёх /20/ демонов происходят страсти. И от печали - зависть, ревность, горе, беспокойство, боль, бессердечность, забота, беда и прочее. И от удовольствия /25/ происходит много скверны, и пустое хвастовство, и подобные вещи. И от желания - гнев, ярость, и обида, и ожесточённая страсть, и жадность, и подобные вещи. /30/ И от страха - ужас, льстивость, смятение, и стыд. Все они того рода, что (и) полезны и вредны. Но Эннойа их истинной (сути) - это Ана[ро], которая есть глава материальной души, {19} ибо относится к семи чувствам, Ух-Эпи-Птоэ.
Таково число ангелов: всего их 365. Все они потрудились над ним до тех пор, /5/ член за членом, пока естественное и материальное тело не было завершено ими. Есть и другие, над оставшимися страстями, о ком не сказал я тебе. Но если желаешь ты знать их, - это записано в /10/ книге Зороастра. И трудились все ангелы и демоны до тех пор, пока не привели в порядок естественное тело. И было произведение их совершенно бездеятельно и неподвижно долгое /15/ время.
И когда пожелала мать забрать силу, которую отдала протоархонту, просила она Метропатора Всего, всемилостивого. Послал он, по святому повелению, пять светов /20/ в место ангелов протоархонта. Они (светы) советовали ему, что надо вывести силу матери. И сказали они Иалдабаофу: 'Подуй в лицо его от духа твоего, и тело его восстанет'. И подул он в лицо духом своим, который есть сила матери его. Не знал он (этого), ибо пребывал в неведении. И вышла сила матери из /30/ Иалдабаофа в естественное тело, которое вылепили они по образу того, что существует от начала. Тело двинулось и набрало силу, и было светящимся.
И взревновали тогда {20} остальные силы, ибо стал он существовать из-за всех них, а они отдали свою силу человеку. И разум его стал более, чем у тех, кто создал его, и /5/ более, чем у протоархонта. И когда узнали они, что светится он и мыслит лучше их и свободен от скверны, схватили они его и бросили в нижнюю часть всей материи.
Но блаженный Метропатор, /10/ благотворящий и милосердный, имел милосердие к силе матери, которая была выведена из протоархонта, ибо могли они (архонты) осилить естественное и чувственное тело. И /15/ послал он через свой Дух благотворящий и по своему великому милосердию помощь Адаму: световую Эпинойю, которая произошла от него, которая зовётся Жизнью. И помогает она всему творению, /20/ трудясь вместе с ним, и восстанавливая его полноту (Плерому), и уча его о нисхождении его семени, и уча его пути восхождения, пути, которым оно сошло вниз. /25/ И была Эпинойа света утаена в Адаме (не только затем), чтобы не могли архонты узнать её, но дабы могла быть Эпинойа исправлением изъяна матери.
И проявился человек посредством тени света, /30/ которая есть в нём. И мысль его была выше, чем у тех, кто создал его. Когда взглянули они, увидели, что мысль его возвышена. И держали они совет с архонтством и со всем ангельством. И взяли они огонь, и землю, {21} и воду, и смешали их вместе с четырьмя огненными ветрами. И сковали они их вместе и произвели большое волнение. И принесли его (Адама) они к тени /5/ смерти, дабы слепить (его) снова из земли, воды, огня и духа, который (происходит) из материи, который есть неведение тьмы, и желание, и их дух противоречия. Это /10/ могила вновь слепленного тела, которым разбойники одели человека, оковы забвения; и стал он человеком смертным. Это - первый, сошедший вниз, и первое разделение. Но /15/ Эпинойа света, та, что в нём, она должна была разбудить мысль его.
И взяли его архонты и поместили в раю. И сказали ему они: 'Ешь!', что значит - терпи, ибо /20/ наслаждение их горько и красота их порочна. И наслаждение их - обман, и деревья их - нечестивость, и плод их - смертельная отрава, и обещание их - смерть. Древо же своей /25/ жизни посадили они в середине рая.
И научу вас я, что есть тайна жизни их, которая есть то, что порешили они вместе, то есть подобие духа их. /30/ Горек корень этого (древа), и ветви его - смерть, тень его - ненависть, и обман в листьях его, и цветение его - помазание лукавства, и плод его смерть, и /35/ вожделение - семя его, и растёт оно во тьму. {22} Место обитания тех, кто вкушает от него - ад, и тьма есть место их отдыха.
А то, что называют они древом познания добра и /5/ зла, есть Эпинойа света, - перед ним встали они, дабы он (Адам) не мог узреть полноты своей и распознать наготу позора своего. Но это был я, сделавший так, чтобы вкусили".
И /10/ сказал я спасителю: "Разве не змий научил Адама есть?" Улыбнулся спаситель и сказал: "Змий научил их есть из-за греховности порождения, вожделения, разрушения, чтобы смог он (Адам) /15/ быть ему полезным. И узнал он (Адам), что не был послушен ему (протоархонту) из-за света Эпинойи, которая есть в нём, которая направляет его в его мыслях быть выше протоархонта. И захотел он (протоархонт) забрать силу, которую сам он отдал ему. /20/ И наслал он забвение на Адама".
И сказал я спасителю: "Что такое забвение?" И сказал он: "Это не так, как написано у Моисея (и) как слышал ты. Хотя сказал он в своей первой книге: 'Навёл на него сон', но /25/ (это было так) в его чувствовании. Ибо также сказал он (протоархонт) через пророка: 'Огрублю я их сердца, дабы не уразумели они и не узрели'.
Тогда Эпинойа света скрылась в нём (Адаме). И пожелал протоархонт /30/ извлечь её из его ребра. Но Эпинойа света неуловима. Хотя тьма преследовала её, она не уловила её. И извлёк он часть его (человека) силы из него. И создал он другой слепок /35/ в форме женщины, согласно образу Эпинойи, который открылся ему. И вложил он {23} часть, которую взял из силы человека, в женский слепок, и не так, как Моисей сказал: 'ребро его'. И увидел он (Адам) женщину рядом /5/ с собой. И тогда-то явилась Эпинойа света, и сняла она покров, который лежал на сердце его. И отрезвел он от опьянения тьмой. И узнал он образ свой и сказал: /10/ 'Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей'. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. Ведь /15/ пошлют ему сотоварища его, и оставит он отца своего и мать свою [... (3 строчки неразб.)]
/20/ И сестра наша София (есть) та, которая спустилась беззлобно, дабы исправить изъян свой. Поэтому была она названа Жизнью, то есть матерью живых. Из-за Пронойи /25/ высшего самовластия и через неё вкусили они совершенное Знание. И открылся я в виде орла на древе познания, то есть Эпинойа от Пронойи света чистого, /30/ дабы научить их и пробудить от сна глубокого. Ибо были оба они в упадке, и узнали они наготу свою. Эпинойа, будучи светом, открылась им, и пробудила она /35/ мысль их.
И когда узнал Иалдабаоф, что удалились они от него, проклял он землю свою. И нашёл он женщину, которая {24} приготовила себя для мужа своего. Был он господином её, тогда как не знал он тайны, происшедшей из святого повеления. И боялись хулить его. И /5/ явил он ангелам своим неведение своё, которое было в нём. И изгнал он их из рая, и одел их в мрачную тьму. И увидел протоархонт деву, которая стояла /10/ рядом с Адамом, и что Эпинойа света жизни открылась в ней. И был Иалдабаоф полон неведения. И когда узнала это Пронойа всего, послала она некоторых, и спасли они /15/ жизнь из Евы.
И осквернил её протоархонт, и родил он с ней двух сыновей: первый и второй - Элоим и Иаве, Элоим с медвежьей мордой, Иаве с кошачьей мордой. Один (Иаве) /20/ был праведный, другой (Элоим) неправедный. Иаве поставил он над огнём и ветром, Элоима же поставил над водой и землёй. И назвал он их /25/ именами Каин и Авель, из хитрости. И по сей день продолжаются соития, из-за протоархонта. И посеял он вожделение в той, которая принадлежит Адаму. И произвёл он через /30/ соитие слепки тел, и наделил он их своих духом противоречия.
И учредил он над начальствами двух архонтов, чтобы могли они править над могилой (телом). /35/ И когда узнал Адам образ предвидения своего, породил он образ {25} сына Человека. Назвал он его Сифом, согласно пути рода его в эонах. Подобно тому и мать послала вниз дух свой в образе, который подобен ей, и /5/ как отражение тех, кто в Плероме, с тем, чтобы приготовить место обитания для эонов, которые спустятся. И дал им он испить воду забвения, от протоархонта, дабы не могли они узнать, откуда они. Так /10/ оставалось семя некоторое время, помогая (ему), чтобы, когда спустится Дух от святых эонов, мог бы поднять он его и исцелить его от изъяна, и вся Плерома /15/ могла бы (снова) стать святой и без изъяна".
И сказал я спасителю: "Господи, все ли души тогда спасены будут в свете чистом?" Отвечал он и сказал мне: "Великие вещи /20/ поднялись в уме твоём, ибо трудно обнаружить их перед другими, если не перед теми, кто из рода недвижимого. Те, на кого спустится Дух жизни и пребудет с силой, /25/ - спасены будут, и совершенными станут, и достойны будут величия, и очищены будут в этом месте от всей скверны и заботы испорченности. И нет у них иной заботы, если не /30/ одна нетленность, о которой станут они заботиться из этого места, без гнева, или ревности, или зависти, или желания, или алчности ко всему. Не подвержены ничему они, кроме лишь существа плоти, /35/ которую несут они, ожидая время, когда будут они встречены {26} принимающими (тело). Таковы суть достойные непреходящей вечной жизни и званые. Сносят они всё и выдерживают всё, /5/ так что свершат они благое и унаследуют жизнь вечную".
Я сказал ему: "Господи, души тех, кто не сделал этих вещей, но на кого спустилась сила Духа /10/ жизни, (будут ли они отвергнуты?" Отвечал он и сказал мне: "Если) Дух (спустился на них), будут они в любом случае спасены и обратятся (к лучшему). Ибо сила спустится на каждого человека, ведь без этого никто не сможет восстать. /15/ И после того, как родились они, тогда, когда Дух жизни становится могущественным и сила приходит и укрепляет эту душу, никто не может ввести её в заблуждение делами лукавства. /20/ Но те, на кого дух противоречия спускается, совращаются им и впадают в заблуждение". И сказал я: "Господи, а эти души, когда выйдут они из /25/ плоти, куда направятся они?" И улыбнулся он и сказал мне: "Душа, в которой сила станет больше духа противоречия, - она сильна, и бежит от лукавства, и попечением /30/ нетленного спасена, и взята в покой эонов".
И сказал я: "Господи, а те, кто не узнал, кому принадлежат они, - где будут их души?" /35/ И сказал он мне: "В них дух противоречия {27} набрал силу, когда впали они в заблуждение. И томит он душу, и совращает её к делам лукавства, и сбрасывает её в забвение. И после того, как /5/ выйдет она (из тела), отдают её властям, тем, которые произошли от архонта, и сковывают они её оковами и бросают её в темницу и остаются с ней до тех пор, пока не пробудится она от забвения и /10/ не достигнет знания. И если так она становится совершенной, она спасена".
И сказал я: "Господи, как может душа умалиться и возвратиться в естество своей матери или в человека?" Тогда /15/ возрадовался он, когда спросил его я об этом, и сказал мне: "Воистину блажен ты, ибо понял ты! Создана эта душа, чтобы следовать за другой (женск.), потому что есть в ней Дух жизни. Через него она спасена. /20/ Не бросают её снова в другую плоть".
И сказал я: "Господи, а те, кто узнал, но отвернулся, - куда пойдут души их?" Тогда сказал мне он: "В место, /25/ куда придут ангелы нищеты, - туда будут они взяты, место, где нет покаяния. И будут они содержаться там до дня, в который будут пытаемы те, кто злословил о Духе. /30/ И будут наказаны они наказанием вечным".
И сказал я: "Господи, откуда дух противоречия пришёл?" Тогда сказал мне он: "Метропатор, тот, кто богат своей милостью, Дух святой /35/ в каждой форме, кто милосерден и {28} кто сострадает вам, который есть Эпинойа предвидения света, - пробудил он семя рода совершенного, и мысль его, и вечный /5/ свет человека. Когда узнал протоархонт, что возвышены они более, чем он в вышине, и мыслят лучше, чем он, то пожелал он схватить мысль их, не зная, что превзошли они /10/ его в мысли и что не сможет он схватить их.
Держал он совет с властями своими, теми, что силы его, и совершили они вместе прелюбодеяние с Софией, и породили они судьбу горькую, /15/ то есть последнюю из оков изменчивых. И такая она, что всё (в ней) изменчиво. И тягостна она и сильна, та, с которой соединены боги и ангелы, и демоны, /20/ и все роды по сей день. Ибо от судьбы этой происходят всякое бесчестие, и насилие, и злословие, и оковы забвения, и неведение, и всякая /25/ тяжкая заповедь, и грехи тяжкие, и страхи великие. И таким образом стало слепым всё творение, дабы не могли они познать Бога, который надо всеми ними. И из-за оков забвения /30/ утаены были грехи их. Ведь связаны они мерами, временами, обстоятельствами, между тем как она (судьба) господствует надо всем.
И раскаялся он (протоархонт) из-за всего, что стало существовать через него. Теперь /35/ решил он наслать потоп {29} на труды человека. Но величие света Пронойи наставило Ноя, и провозгласил он (это) всему потомству, то есть сынам человеческим. Но /5/ те, кто был чужд ему, не внимали ему. Не так, как Моисей сказал: 'Вошли они в ковчег', но укрылись они в месте, не только Ной, но также много других людей /10/ из рода недвижимого. Вошли они в место и укрылись в световом облаке. И распознал он (Ной) власть свою, и та, что от света, была с ним и стала светить на них, ибо /15/ принёс он (протоархонт) тьму на всю землю.
И порешил он с силами своими. Послал он ангелов своих к дочерям человеческим, дабы могли они взять некоторых из них для себя и породить потомство /20/ ради наслаждения (своего). И поначалу не добились они успеха. Когда же не добились они успеха, снова собрались они вместе и порешили вместе. Сотворили они духа противоречия, имевшего сходство с Духом, который низошёл, /25/ с тем, чтобы осквернить души через него. И изменились ангелы в образе своём по подобию своих напарниц (дочерей человеческих), наполнив их духом тьмы, который присоединили к ним они, и лукавством. /30/ Принесли они золото, и серебро, и дар, и медь, и железо, и металл, и всякого рода вещи. И совратили они людей, которые следовали за ними, {30} в великие заботы, сбили их с пути многими обманами. Старели они (люди), не имея удовлетворения. Умирали они, не найдя истины и не познав Бога истины. И /5/ так было всё творение порабощено навеки, от сотворения мира и доныне. И брали они женщин и рождали детей во тьме по подобию духа их. И закрыли они свои сердца, /10/ и затвердели они в твёрдости духа противоречия и доныне. Я же, совершенная Пронойа всего, обратился в семя моё, ибо пребыл я изначально, ходя путями всеми. /15/ Ибо я - богатство света. Я - память Плеромы.
И вошёл я в царство тьмы, и выдержал я, вплоть до вступления в середину темницы. И пошатнулись основания Хаоса. /20/ И сокрылся я от них из-за порочности их, и не распознали они меня.
Снова вернулся я во второй раз, и шёл я. Вышел я от принадлежащих свету, которые суть я, память Пронойи. /25/ Вошёл я в середину тьмы и внутрь ада, ища (выполнить) дело моё. И пошатнулись основания Хаоса, так что упасть могли на тех, кто в Хаосе, и уничтожить их. /30/ И снова отступил я к корню света моему, дабы не были они уничтожены до времени.
Также шёл я и в третий раз - я, свет, который существует в свете, я, /35/ память Пронойи, - чтобы войти в середину тьмы и внутрь ада. {31} И наполнил я лицо моё светом завершения эона их. И вошёл я в середину темницы их, которая есть темница тела. И /5/ сказал я: 'Тот, кто слышит, да восстанет он ото сна тяжёлого'. И заплакал он, и пролил он слёзы. Горькие слёзы отёр он с себя и сказал: 'Кто тот, который называет имя моё и откуда эта надежда пришла ко мне, /10/ когда я в оковах темницы?' И сказал я: 'Я Пронойа света чистого. Я мысль девственного Духа, который поднял тебя до места почитаемого. Восстань и вспомни, /15/ ибо ты тот, который услышал, и следуй своему корню, который есть я, милосердный, и укрепи себя перед ангелами нищеты и демонами хаоса и всеми, кто опутал тебя, /20/ и стань, остерегаясь сна тяжёлого и заключения в преисподней'. И пробудил я его и запечатлел его в свете воды пятью печатями, дабы /25/ отныне смерть не имела силы над ним.
И смотри, ныне иду я в эон совершенный. Завершил я всё для тебя в том, что услышал ты. И сказал я тебе все вещи, чтобы записал ты их /30/ и передал их сотоварищам своим по духу сокрыто, ибо это есть тайна рода недвижимого".
И дал ему это спаситель, чтобы записал он и сохранил надёжно. И сказал он ему: "Да будет проклят /35/ всякий, кто обменяет это на дар, или на пищу, или на питьё, или на одежду, или на какую-нибудь другую вещь {32} подобного рода". И эти вещи даны были ему в тайне, и тотчас скрылся он от него. И пошёл он к соученикам своим /5/ и объявил им то, что поведал ему спаситель.
Иисус Христос. Аминь.

Shop online at mileageplus shopping. отечественные фильмы смотреть|Дубовая Доска обрезная цена.