Родин Е. В.

 

Гностический антитеизм Алины Витухновской.

 

Современный гносис находит выражение в различных формах, в том числе и в поэзии. Творчество Алины Витухновской является примером современного революционного гносиса. Гностический антитеизм означает воинственное отрицание теистической модели мира, нежелание идти с миром на компромисс. В своих стихах Алина Витухновская так же радикально выступает против христианства, как и Янка Дягилева[1], но для Алины более важную роль играет не внутреннее, а внешнее разрушение («уничтожение реальности»). Гностицизм всегда осознавался как враг христианства. Изначально гностическое богоборчество тщательно маскировалось, принимая формы «глубинной нерелигиозности»[2], своеобразного «эзотерического атеизма»[3], но сегодня, когда «все тайное становится явным», гностический антитеизм больше не скрывает свое истинное лицо, а стихи Алины служат тому прямым подтверждением. В стихотворении «Тело» изображена такая картина:

 

Стою в углу, где дует в щели смерти, 

где мне до ста назначено считать. 

мой бог смешной приказывал: "не верьте!" 

И я тогда не смел ему внимать. 

 

Я всех святынь своих лишился сразу. 

И в ад попав, смотрю в дверной глазок, 

и вижу надпись "Я УШЕЛ НА БАЗУ. 

И НЕ ВЕРНУСЪ." И подпись: "Ваш не Бог". 

 

никто так быть не может беспощаден. 

А если может, то не может быть. 

но может бить. И от того из ссадин, 

из ран я ТЕК, чтоб ТАК его любить. 

 

Так НАДО как ДАНО. ДАНО как НАДО. 

И хорошо, что некого винить, 

и после смерти не бояться ада 

мне, обреченному родиться в нем и жить. 

 

Внутри себя я ощущаю мебель, 

хромающий двуногий табурет. 

И если есть не Бог на базе неба, 

то, слава богу, что на небе Бога нет. 

 

В этих нескольких четверостишиях Алина поднимает главный вопрос теодицеи: может ли Бог быть всемогущим и всеблагим, если мир полон зла? Оказывается, что нет, «на небе Бога нет». Жизнь на земле сравнивается с адом, причем все «ДАНО как НАДО», «некого винить». В такой позиции чувствуется более сильный упрек к традиционному теизму, чем в словах о том, что мир полон зла. Если «ДАНО как НАДО», если это и есть все, что можно ждать от Бога, то такой «Бог» и впрямь человеку не нужен.

В стихотворении «Они» Алина пишет о самообожествлении:

 

Кто-то рисует пустые дороги,
        Кто-то чертит мысли по снегу рукой.
        Они называют это богом.
        Я называю это собой.

 

Однако мысль о самообожествлении не является доминирующей в творчестве Алины Витухновской. Ей важно изобразить жестокого «бога», демиурга, который лепит, а не творит:

 

"Так надо". Не надо, дядя,
        даже если ты дед и бог,
        не надо меня не глядя
        лепить в кококолабок.

 

Христианский «рыбий бог» изображен так, что вызывает внутренний протест и отторжение:

 

Рыбий яд наливает

Рыбий бог в рыбий рот.

Человек умирает,

превращаясь в живот.

 

Чуть ниже Алина пишет:

 

Рыбий яд наливает

Рыбий бог в рыбий рот.

Человек убегает,

даже если умрет.

 

Действительно, от такого «бога» можно и нужно убегать. Ясно, что все это носит именно гностический характер, не ограничиваясь лишь воинствующим атеизмом. Бог есть, но только не обычный, а «галлюцинирующий»:

Как будто бог галлюцинировал,

пугали бесы безалкогольные.

Гулять по полю заминированному

И умирать в крови больно мне.

 

И будут плакать толпы пьяные,

Смакуя смерть мою немирную.

Но взорвано не умирала я,

А просто бог галлюцинировал.

 

Напоследок отметим, что стихи Алины Витухновской не требуют действия, они сами являются действием, за которое Алина несет полную ответственность.

 

 

 



[1] См. статью о творчестве Янки http://kitezh.onego.ru/yanka.html.

[2] М. К. Трофимова отмечает: «Призывая к всемерному самоуглублению, требуя от человека, идущего путем гносиса, пробуждения спящих в нем сил, гностицизм предполагает постепенное расширение его Я до вселенских пределов, втягивание в него всего внешнего, однако же, в финале - исчезновение и первого и второго. В этом отношении можно говорить о глубинной нерелигиозности гностицизма» (см. «Апокрифы древних христиан» М. 1989. C. – 171).  

[3] Примером «эзотерического атеизма» (читайте: гносиса) может служить «Феноменология духа» Гегеля.

Сериал древние все серии все серии сериала.